3Июл

Признаки паразитизма бычьего цепня: Бычий цепень выявлен у человека

Содержание

Урок по теме «Плоские черви-паразиты» (7-й класс)

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока:

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

План урока:

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

Разминка (устно).

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Системы органов:

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

Части организма:

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

Признаки:

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

II. Изучение нового материала.

— Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

1) Работа с текстом. Заполнение таблицы «Общая характеристика классов плоских червей»

Строение тела

Органы и системы органов

Класс Ресничные
Класс Сосальщики Класс Ленточные черви
Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных.
Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики.
Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует.
Органы чувств.
Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки.
Отсутствует. Отсутствует.
Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует.
Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита.
Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует.
Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует.
Половая система.
Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники.
Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

В числе ярких признаков присутствия паразитов в организме могут входить также следующие нарушения: увеличение веса, плохой привкус во рту и запах изо рта, астма, диабет, эпилепсия, чрезмерный голод, потеря веса, прыщи, мигрени и даже самые частые причины смерти: сердечно-сосудистые заболевания и рак. Например, профессор Хильда Кларк в своей книге «Лекарство от всех раков» утверждает, что многие раковые заболевания вызваны паразитом фасциолопис Буски. «Если пациента избавить от этих паразитов, то и опухоли тоже исчезнут».

— Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

В) хищных рыб;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

Г) овцы и козы.

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

V. Подведение итогов урока. Оценки.

VI. Домашнее задание.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.

Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии.

Цикл развития бычьего цепня

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятсяфинны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

Раз в две недели мы отводим время для проведения консультаций по наиболее интересным или сложным вопросам. Такая консультации была предложена семиклассникам и по завершении изучения цикла «Паразитические черви». Проводили ее одиннадцатиклассники, которые одновременно закрепляли в памяти собственные знания по зоологии.

Урок по биологии на тему «Бычий цепень как представитель плоских Ленточных червей. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев».

Организационный момент (3 мин)

Актуализация знаний (5 – 7 мин)

Изучение нового материала (20 мин)

Закрепление изученного материала

Подведение итогов. Домашнее задание

Приветствие. Психологический настрой. Определение целей урока.

Раздайте сигнальные карты каждому по одной красной и зеленой. Да зеленая, нет красная. Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.(нет)

  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией. (да)

  3. Среди плоских червей есть паразитические формы. (да)

  4. Плоские черви имеют органы чувств. (да)

  5. У плоских червей появляется кровеносная система. (нет)

  6. Все Плоские черви раздельнополые. (нет)

  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие. (нет)

  8. Белая планария – паразит. (нет)

  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.(да)

  10. Плоские черви имеют промежуточный слой клеток мезодерму (да) (слайд 1)

Записываем тему урока «Бычий цепень как представитель плоских Ленточных червей. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев. (слайд 2)

Как вы думаете ребята Какие организмы называются паразитами?

Записываем термин Паразиты (греч. Parasitos — нахлебник, тунеядец) — существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них. (слайд 3)

А теперь подумаете еще — какие приспособления могут иметь паразитические черви чтобы паразитировать в других организмах? (слайд 4)

( крючья, присоски)

  • Имеют защитные покровы (кутикулу)

  • Недоразвиты многие органы

  • Обладают высокой плодовитостью

Слайд 5 Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами.

Организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами.

6 слайд представить общим

7 слайд Класс Ленточные черви (Бычий цепень и Свиной цепень) – это высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека.

Приспособления к паразитическому образу жизни у цепней более совершенны, чем у сосальщиков: тело цепней сильно вытянуто и бывает длиной до 10 м, лентовидное, состоящее из члеников и напоминающее цепь, на переднем конце тела имеется маленькая головка, на ней расположены 4 присоски и хоботок с двумя рядами крючьев; тело покрыто эпителием и кутикулой, имеется кожно-мускульный мешок, а полость тела представлена паренхимой. Дыхание у них анаэробное. Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют. Пищеварительная система полностью отсутствует, и пища всасывается через покровы всей поверхностью тела.

Размножение и развитие цепня.

8 слайд Класс Сосальщики (Вид Печеночный сосальщик) представлен видами, паразитирующими в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека. Сосальщики являются эндопаразитами (паразитирующие внутри организма)

Развитие печеночного сосальщика, смена хозяев (слайд 11)

9 слайд Методы защиты от заражения паразитическими червями!!!

Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.

Для закрепления материала посмотрим фильм про ленточных червей.

Подведение итогов рефлексия. Устное заполнение таблицы на слайде. Проверка. (слайд 10-11)

Виды

Вопросы червей

для изучения

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Основной (окончательный) хозяин

Крупный рогатый скот, человек

Человек

Промежуточный хозяин

Моллюск прудовик малый

Крупный рогатый скот

Признаки паразитизма

Имеет присоски, обладает плодовитостью, упрощенное строение систем органов

Отсутствует кишечник, на голове органы прикрепления – присоски, большая плодовитость

Класс

Сосальщики

Ленточные

Д/З: Параграф 38, заполнить таблицу на с.149 Сравнительная таблица типов Кишечнополостные и плоские черви. Ответить на вопросы под буквой С. (слайд 12)

Приветствие учителя

Работа с сигнальными карточками да или нет

Записывают определение паразиты, приспособления к паразитизму, окончательный хозяин и промежуточный хозяин.

Слушают и запоминают

Выставление оценок

Видно ли паразитов на УЗИ брюшной полости? Признаки наличия паразитов в организме, какие методы исследования подходят

Оглавление

Глисты (гельминты) – группа паразитических организмов (червей), которые обитают в человеческом теле и вызывают заболевания и поражение различных органов: печени, желудочно-кишечного тракта и других. Также они могут существовать в частях тел животных, растений.

Заразиться паразитами возможно различными способами:

  • При непосредственном контакте с зараженным человеком или животным
  • Из-за употребления зараженных продуктов – плохо обработанное мясо, птица, рыба
  • Через воду, почву, песок (в том числе во время плавания в открытом водоеме)
  • Укусы насекомых (кроме тех, кто таким методом откладывает собственные личинки)

Дети подвержены риску заражения гораздо сильнее, чем взрослые, за счет более слабого иммунитета.

Признаки наличия паразитов в организме

Симптомы заражения гельминтами бывают двух видов: видимые и скрытые.

Первая группа состоит из таких явлений:

  • Зуд и жжение в области заднего прохода
  • Потеря веса, которая не сопровождается очевидными причинами
  • Анемия, слабость
  • Постоянная усталость

Вторая же представляет собой обострение ряда иных заболеваний:

  • Инфекция – гайморит, стоматит и иные
  • Обострение хронических недомоганий
  • Признаки аллергии – зуд, высыпания, ринит
  • При появлении кишечных паразитов проявляется расстройство желудочно-кишечного тракта – рвота, боли в области живота, понос или запор
  • Интоксикация и сопутствующее ей ослабление организма – головокружения, тошнота, мигрень, угнетение нервной системы

Можно ли увидеть гельминтов на УЗИ?

Ультразвуковое исследование – анализ при помощи воздействия звуковых волн высокой частоты, которые испускаются датчиком. Его действие основано на том, что ткани человеческих органов имеют отличную друг от друга структуру и поэтому по-разному отражают такие волны. Результаты отображаются на мониторе врача-диагноста в реальном времени.

Это одно из самых безопасных обследований, которое можно проводить очень часто.

УЗИ брюшной полости позволяет обнаружить паразитов, а также изменения органов, которые эти существа провоцируют. Некоторые виды гельминтов отображаются сами по себе. В иных случаях их можно обнаружить по относительным признакам, которые ультразвук помогает выявить в качестве патологических изменений в органах.

Это могут быть образования или воспаления в печени, поджелудочной железе, желчном пузыре и даже легких и мозге человека.

В отличие от иных способов, данный метод позволяет обнаружить паразитов и в тех случаях, когда они находятся не в желудочно-кишечном тракте. Если ранее наличие глистов уже было установлено, УЗИ можно использовать для нахождения мест их локализации, а также определить обширность поражения.

Какие органы обследуют при подозрении на гельминтов

При обследовании пациента при помощи УЗИ брюшной полости можно обнаружить глистов или результаты их жизнедеятельности. Они располагаются в таких органах, как:

  • Печень
  • Желчный пузырь и протоки
  • Поджелудочная железа
  • Желудочно-кишечный тракт

При наличии предпосылок стоит осмотреть при помощи ультразвука и иные органы:

  • Мышцы
  • Легкие
  • Мозг

УЗИ помогает определить структуру вышеперечисленных органов, их однородность, наличие или отсутствие в них новообразований, кист и иных нарушений, а также патологическое увеличение или уменьшение их размеров. При появлении симптомов различных заболеваний данный анализ способствует уточнению клинической картины и более точной постановке диагноза и выяснению причин патологического состояния органов.

Признаки паразитов на ультразвуковой сонограмме

При обследовании организма при помощи УЗИ брюшной полости на наличие глистов врач обращает внимание на следующие изменения в строении органов:

  • Увеличение печени – оно может стать свидетельством поражения паразитами, которые могут спровоцировать проявление ранее не диагностированного или обострение уже обнаруженного гепатита
  • Проблемы в функционировании желчного пузыря и его протоков
  • Наличие плотных, воспаленных кист
  • Различного рода уплотнения и узлы в поджелудочной железе

Некоторые признаки поражения могут быть найдены и в виде проблем с иными органами:

  • Поражение и воспаление легких
  • Нарушения в работе мозга

Какие еще методы исследования следует применять?

Часто на УЗИ брюшной полости отображаются не сами паразиты, а признаки их наличия и жизнедеятельности. Поэтому необходимо провести комплекс анализов, не ограничиваясь только ультразвуком.

В группу обследований при подозрении на гельминтов входят:

  • Анализ кала на содержание данных организмов и их яиц
  • Забор крови на степень содержания эозинофилов – тип лейкоцитов, который убивает чужеродные белки
  • Исследование мочи
  • Анализ содержимого кишечника
  • Исследование желчного пузыря
  • Осмотр мышечной ткани
  • Состав отделяющейся мокроты из бронхов и легких
  • Компьютерная томография – используют и при поиске паразитов в головном мозге, легких, глазах
  • Эндоскопия – с ее помощью можно обнаружить паразитов в кишечнике и желудке
  • Рентген – чаще всего необходим при диагностике гельминтов в легких, так как в этом органе они наиболее отчетливо видны на результатах лучевой диагностики

Для постановки наиболее точного диагноза врачи рекомендуют использовать не только УЗИ, но и иные методы. Важнее всего, чтобы больной не занимался самолечением, а вовремя обратился к профессионалам, чтобы не навредить самому себе.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Сеть клиник МЕДСИ проводит УЗИ брюшной полости для диагностики паразитов в 20-ти отделениях по всей Москве
  • Опытные врачи проводят полный комплекс процедур для постановки наиболее точного диагноза и назначения корректного лечения обнаруженных заболеваний
  • Для записи на прием существует «горячая линия» (по бесплатному телефону 8 (495) 7-800-500)
  • В распоряжении персонала клиник современное оборудование для УЗИ и иных исследований, что повышает качество получаемых результатов и точность диагноза

Паразитические плоские черви

Автор статьи Азбукина Н.В.

Класс Сосальщики (Trematoda).

Их тело лишено ресничек, листовидное, могут обладать кутикулярными шипиками, помогающими фиксировать паразита в теле хозяина. Кроме того для прикрепления они обладают двумя присосками: на переднем и брюшном концах тела. Пищеварительная система как и у всех плоских червей слепо замкнутая, имеет две и более ветвей. В связи с развитием паразитического образа жизни органы чувств у них развиты слабо, а  половая система может продуцировать огромное количество яиц. Давайте рассмотрим базовый жизненный цикл на классическом организме – печеночной двуустке. Половозрелая особь обитает в печени позвоночного животного (например, коровы), затем яйца через заднюю кишку должны попасть в воду, где из них выводится личинка – мирацидий, покрытая ресничками. Эта личинка имеет глаза и органы чувств, а также стилеты для пробуравливания в ткани промежуточного хозяина, коим является прудовик. Когда мирацидий находит свою жертву, он вбуравливается через тело и попадает в печень. В печени он сбрасывает реснички  и становится спороцистой, которая производит партеногенетические яйца, из которых вылупляются редии, которые, в свою очередь производят церкариев. У церкария имеется «хвост», он выходит  обратно в воду, затем инцистируется, прикрепившись к растениям. Цисты проглатыват окончательный хозяин, цикл замыкается. Как можно заметить, что в жизненном цикле присутствуют 3 поколения: 1 половое и 2 партеногенетических. У человека могут паразитировать кошачья, печеночная, ланцетовидная двуустки. Промежуточным хозяином ланцетовидной двуустки является не водная, а наземная улитка, стадии мирацидия у них нет, улитка проглатывает яйцо. Церкарии наружу выделяются вместе со слизью и поедаются муравьями. Зараженные перепончатокрылые меняют свое поведение, не прячутся, висят на травинках, где и заглатываются окончательным хозяином – овцой.

 

Жизненный цикл печеночного сосальщика

Важно помнить, что не все сосальщики являются гермафродитами. Например кровяная двуустка – это раздельнополый организм, другое его название – шистосома. Этот паразит распространен в тропических странах, взрослая особи (по-другому – марита), раздельнополы, живут вместе. Более крупный самец держит самку у себя на брюшном желобке. Паразитируют в крупных венах, выделяя каждые 10 мин яйцо с шипами в кровоток. Яйца повреждают стенку мочевого пузыря и выходят вместе с мочой. Также яйца могут застрять в мелком сосуде, тогда они вызывают кровоизлияния и нарывы и выходят наружу вместе с гноем. Это очень трудноизлечимое заболевание, в мире им болеет примерно 200 млн человек.

Самец (крупный) и самка (мелкая) шистосомы

Жизненный цикл шистосомы

Класс ленточные черви (Cestoda).

Именно этих червей и называют в обиходе глистами и гельминтами. Также взрослые особи этих червей встречаются в основном поодиночке в организме хозяина, поэтому их называют солитерами (от фр. le solitaire — одинокий).  Тело состоит из трех типов члеников: головки (сколекса), на котором расположены присоски или крючья. По наличию крючьев этих червей разделяют на вооруженных и не вооруженных, например, бычий цепень – невооруженный, а свиной – вооруженный. Затем идет шейка и длинное тело, состоящее из члеников – проглоттидов. Каждый членик – гермафродитный, но имеет разную степень развития женской и мужской половых систем. После того как произойдет оплодотворение  и членик наполнится яйцами, он оторвется и будет выведен через заднюю кишку хозяина. Длина тела солитеров может достигать 30м. Основным хозяином цепней является человек, а промежуточным – крупный рогатый скот или свиньи. Из яйца выходит онкосфера – личинка с крючьями, она пробуравливает стенку кишечника, попадает в кровоток и оседает в печени, мышцах, мозгах. Затем онкосфера окружается пузырьком, становится финной. В таком состоянии человек и заражается ими, если употребит плохо прожаренное мясо.  Стоит отметить, что свиной цепень более опасен для человека не только потому, что он вооруженный, но и потому, что яйца могут развиваться и в организма человека, если попадут через ротовое отверстие в кишечник (это связано с тем, что человек и свинья имеют сходные физиологические и биохимические особенности), и онкосферы могут осесть в мышцах и головном мозге, что очень опасно.

Еще одним опасным ленточным червем является эхинококк. Он мелкий, размером всего 5 мм. Основным хозяином являются псовые, а промежуточным – человек и крупный рогатый скот. Финны эхтнококка образуют большие пузыри, в которых образуются дочерние, как матрешка. Обычно финны оседают в печени, в более тяжелом случае – в мозге человека. Обычно их удаляют операционным путем. От хирурга требуется большое мастерство, так как если задеть этот пузырек, то финны разнесутся по всему организму и осядут в разных органах.

Жизненный цикл эхинококка

Следующий представитель ленточных червей обитает в тонкой кишке человека (окончательный хозяин), вызывает дифиллоботриоз, сопровождающийся болями в животе, анемией. Заражение происходит при употреблении рыбы, не прошедшей термическую обработку, а также сырой щучьей икры. Яйца, попадая в водоем, сохраняют жизнеспособность до 6 месяцев. Для развития ресничная личинка, вылупляющаяся из яйца должна быть проглочена водным рачком циклопом. В циклопе она трансформируется в процеркоида. Когда циклопа съедает рыба, паразит оседает у нее в мышцах и превращается в плероцеркоида, имеющего сколекс для прикрепления. Затем при плохой термической обработке рыбы паразит может попасть в кишечник человека, где трансформируется в половозрелую особь.

Жизненный цикл широкого лентеца

Класс Моногенеи (Monogenea)

Это плоские черви, имеющие на заднем конце тела прикрепительный диск – гаптор. Обычно обитают на коже и жабрах рыб и земноводных. Имеют присоски на переднем конце тела, которыми прикрепляются к хозяину во время питания. Жизненный цикл без смены хозяев, расселительная стадия – реснитчатая личинка онкомирацидий. Могут вызывать массовую гибель рыб, например, от удушья, когда они сотнями поселяются на жабрах. Интересным представителем является Monogenea gyrodactilys, которая представляет собой настоящую матрешку: внутри взрослой особи есть яйцо  с эмбрионом, внутри которого развивается еще одно яйцо!

 

Класс Цестодообразные (Cestodaria)

Раньше представителей этого класс объединяли с цестодами (у них также отсутсвует пищеварительная система), однако впоследствии их выделили в отдельный класс, так как они имеют нерасчлененное тело, единичную половую систему, личинка имеет 10 крючков, а не 6, как у онкосферы цестод. Паразитируют на остеровых рыбах и химерах.

§16. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Задание 1. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика свободноживущих и паразитических плоских червей
Сравниваемый признакБелая планарияПеченочный сосальщикСвиной цепень
Место обитания пресные водоемы в организме других животных в организме других животных
Покровы тела ресничный эпителий многослойная плотная оболочка эпителий и кутикула
Органы чувств парные щупальца, развиты хорошо развиты слабо, органы осязания развиты слабо, органы осязания
Питание и пищеварение кишка, рот, глотка питается кровью всасывание пищи через все тело
Формы и размеры тела 1-2 см, двусторонне симметричное листовидное тело, 30 мм, ширина 8-13 мм вытянуто, 3 мм
Дыхание поглощение кислорода и удаление углекислого газа через тело не используют кислородное дыхание не используют кислородное дыхание
Выделение остатки выходят через рот остатки выходят через рот остатки выходят через рот
Нервная система нервые узлы нервые узлы нервые узлы, развита слабо

Задание 2. Выпишите номера характерных признаков животных.

Признаки:

1. На голове имеются четыре присоски.

2. Характерен свободноживущий образ жизни.

3. Хищник.

4. Тело лишено придатков (щупалец, усиков, присосок).

5. Есть глаза.

6. Паразитируют в кишечнике человека.

7. В теле различают головку, шейку, членики.

8. Покровы снбжены многочисленными ресничками.

9. Трехслойное животное.

10. Длина червя достигает 3 м.

11. Длина червя около 3 см.

12. Живет на нижних сторонах камней, в прудах, ручьях.

13. Двусторонне-симметричное животное.

14. Есть брюшная и околоротовая присоски.

15. Имеется пищеварительная система.

16. Пищеварительная система отсутствует.

17. Головка снабжена крючьями.

18. Гермафродит.

Белая планария: 2, 3, 5, 8, 9, 12, 15, 18.

Печеночный сосальщик: 4, 9, 11, 14, 15, 18.

Свиной цепень: 1, 6, 7, 10, 16, 17, 18.


Задание 3. Свиного и бычьего цепней иначе называют солитерами, что в переводе с фр. означает «одинокий». Предположите, какая биологическая способность этих плоских червей послуживла причиной такого названия.

Так как они гермафродиты, то и получили они такое название.


Задание 4. Заполните таблицу, вписав в колонки нужные цифры из предложенной информации.

Тип Плоские черви
Общие признаки типаГруппапредставители группыПризнаки группы
Полость тела заполнена паренхимой, трехслойое животное, дыхание отсутствует ленточные черви ремнец, свиной цепень, бычий цепень паразиты
сосальщики печеночный сосальщик, двуустка паразиты
ресничные многоглазка обитают в водоемах

Задание 5. Заполните таблицу.

Пути заражения и меры борьбы с паразитическими плоскими червями
ВидПоражаемые органы человекаПути зараженияМеры борьбы и профилактики
Печеночный сосальщик кишечник, кровеносное русло, печень при употреблении воды из мелких водоемов личная гигена, очищение воды
Свиной цепень кишечник утотребление необработанной грязной пищи личняа гигиена, хорошо приготовленная пища

Задание 6. Рассмотрите рисунок и обозначьте стадии развития печеночного сосальщика.

Урок 17. Паразитические плоские черви | Поурочные планы по биологии 6-7 класс

Урок 17. Паразитические плоские черви