День недели | СегодняВторник,10 декабря | ЗавтраСреда,11 декабря | Четверг,12 декабря | Пятница,13 декабря | Суббота,14 декабря | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местное время | 10 | 16 | 22 | 04 | 10 | 16 | 22 | 04 | 10 | 16 | 22 | 04 | 10 | 16 | 22 | 04 | 10 | 16 | 22 | 04 | ||||||||||||||||||||
Облачность, % 1/10 окты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Явления погоды Явления погоды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Температура, °C °F | 0 32 | +2 +36 | +1 +34 | +1 +34 | +2 +36 | +3 +37 | +3 +37 | 0 32 | -1 30 | -1 30 | -2 28 | -3 27 | -4 25 | -3 27 | -5 23 | -6 21 | -6 21 | -4 25 | -4 25 | -4 25 | ||||||||||||||||||||
Ощущается как, °C °F | -4 25 | 0 32 | -1 30 | -1 30 | 0 32 | 0 32 | -1 30 | -5 23 | -6 21 | -6 21 | -7 19 | -7 19 | -8 18 | -6 21 | -10 14 | -9 16 | -11 12 | -7 19 | -8 18 | -7 19 | ||||||||||||||||||||
Давление, мм рт. ст. дюймы мбар гПа | 760 29.92 1013 1013 | 760 29.92 1013 1013 | 760 29.92 1013 1013 | 759 29.88 1012 1012 | 759 29.88 1012 1012 | 758 29.84 1011 1011 | 757 29.8 1009 1009 | 759 29.88 1012 1012 | 761 29.96 1015 1015 | 762 30 1016 1016 | 762 30 1016 1016 | 762 30 1016 1016 | 763 30.04 1017 1017 | 763 30.04 1017 1017 | 763 30.04 1017 1017 | 764 30.08 1019 1019 | 765 30.12 1020 1020 | 765 30.12 1020 1020 | 766 30.16 1021 1021 | 766 30.16 1021 1021 | ||||||||||||||||||||
Ветер: скорость, м/с км/ч мили/час узлы Бфрт | 3 11 7 6 2 | 2 7 4 4 2 | 2 7 4 4 2 | 2 7 4 4 2 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 4 14 9 8 3 | 5 18 11 10 3 | 5 18 11 10 3 | 5 18 11 10 3 | 4 14 9 8 3 | 3 11 7 6 2 | 3 11 7 6 2 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 2 7 4 4 2 | ||||||||||||||||||||
порывы, м/с км/ч мили/час узлы Бфрт | 5 18 11 10 3 | 6 22 13 12 4 | 7 25 16 14 4 | 10 36 22 19 5 | 11 40 25 21 6 | 10 36 22 19 5 | 7 25 16 14 4 | 6 22 13 12 4 | 6 22 13 12 4 | 6 22 13 12 4 | 5 18 11 10 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
направление | Ю | Ю-З | Ю-З | Ю-З | Ю-З | З | З | С-З | С | С | С-В | С-В | С-В | С-В | В | В | Ю-В | Ю-В | Ю-В | Ю-В | ||||||||||||||||||||
Влажность, % | 95 | 90 | 86 | 87 | 94 | 90 | 85 | 77 | 73 | 69 | 74 | 75 | 81 | 78 | 80 | 83 | 89 | 80 | 80 | 82 | ||||||||||||||||||||
Солнце: восход заход | 08:49 | 16:46 | 08:50 | 16:46 | 08:51 | 16:46 | 08:52 | 16:46 | 08:53 | 16:46 | 08:54 | |||||||||||||||||||||||||||||
Луна: восход заход | 15:59 | 06:21 | 16:28 | 07:33 | 17:06 | 08:45 | 17:54 | 09:52 | 18:55 | 10:51 | 20:06 | |||||||||||||||||||||||||||||
фаза |
rp5.ru
5 — cтратегическая крылатая ракета
Крылатая ракета П-5, созданная в ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея, стала первой ракетой с автоматическим раскрывающимся после старта крылом . Все разработанные ранее КР (как отечественные так и зарубежные) требовали предстартовой подготовки: сборки ракеты, раскрывание крыла и т.д. Все эти мероприятия увеличивали время подготовки к старту, а следовательно время нахождения ПЛ в надводном положении.
Ракета П-5 — фото пуска с подводной лодки пр. 659
КР со сложенным крылом размещалась в контейнере небольшого диаметра, длина которого ненамного превышала длину самой ракеты. Такой ракетный контейнер мог быть размещен и на НК, и на ПЛ, и на колесном или гусеничном шасси. Герметичный ракетный контейнер, заполненный азотом исключал влияние внешней среды на ракету. Существует несколько версий того, как Челомею пришла идея ракеты с раскрывающимся в полёте крылом. По одной версии его осенило, когда он рывком раскрыл створки окна в гостинице, по другой — когда увидел птицу, вылетающую из дупла, и т.д. Сейчас уже не возможно установить так ли это было в действительности или это просто красивый вымысел. Достоверно известно лишь то, что над автоматом раскрыва крыла (АРК) конструкторы работали с 1951 года, и только через 5 лет удалось создать удовлетворительно работающий автомат.
Подводная лодка проекта 644 с двумя пусковыми установками ракет П-5
Крылатая ракета П-5 имела нормальную самолётную аэродинамическую — схему оживальную схему носовой и хвостовой части корпуса, нижнее расположение подфюзеляжного воздухозаборника маршевого двигателя, верхнее расположение стреловидного крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение, смещенное к низу хвостовой части корпуса, нижерасположенное вертикальное оперение (киль) с рулем направления. Крыло конструктивно выполнялось складывающимся при размещении в контейнере пусковой установки и автоматически раскрывающимся после старта при помощи мощного гидравлического автомата АРК-5.
Дальность и скорость полёта зависели от температуры окружающего воздуха. Так, при предельных температурах, допускаемых таблицами стрельбы, +40 и -24° С дальность составляла 650 и 431 км, а средняя скорость 338 и 384 м/с соответственно. При нормальных же условиях (+20 °С) дальность была 574 км, а средняя скорость — 345 м/с. Система управления ракеты включала в себя автопилот АП-70А с автоматом курса и гировертикалью, счетчик времени полета, а также барометрический высотомер, который ограничивал минимальную высоту полета ракеты приблизительно 400 м. Правда, уже в 1959 году начались опыты с ракетой П-5СН, оборудованной радиовысотомером РВ-5М. Но в серию пошли П-5 с барометрическим высотомером. Следовательно, после старта ракета не имела связи с подводной лодкой («выстрелил и забыл»).
Пуск ракеты П-5 с подводной лодки пр. 651
Вес боевой части был 800-1000 кг. Боевая часть фугасная или специальная РДС-4. Первоначально тротиловый эквивалент спецзаряда составлял 200, а затем 650 кт. Первый этап лётных испытаний СКР П-5 проводился с 4 августа 1957 года по март 1958 года в Балаклаве. Стрельба производилась с плавучего стенда 4А из контейнера СМ-49. Первый пуск 28 августа 1957 года был неудачен, второй тоже, третий и четвертый оказались успешными.
Согласно постановлению СМ № 1457-809 от 8 августа 1955 года началось переоборудование дизельной торпедной ПЛ пр.613 (С-146) в опытную ПЛ для испытания КР комплекса П-5. Для установки ракеты и аппаратуры обеспечения с лодки сняли запасные торпеды, торпедопогрузочное оборудование и артиллерийское вооружение. Транспортно-пусковой ракетный контейнер установили на палубе надстройки в диаметральной плоскости, в корму от ограждения рубки. В положении «по-походному» контейнер располагался горизонтально, а в боевом положении — поднимался на угол 15°.
Ракета П-5 в музее Челомея в г. Реутов
Управление всеми механизмами контейнера, связанными с приведением его из походного положения в стартовое и обратно, осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом отсеке подводной лодки. Стрельба производилась в надводном положении при волнении моря до 4-5 баллов и при скорости хода подводной лодки до 8-10 узлов. Ракета хранилась полностью снаряжённая с пристыкованными твердотопливными ускорителями и не требовала после погрузки в контейнер никакого обслуживания. Стрельба в нос осуществлялась поверх ограждения рубки. В надстройке в районе действия газовых струй от стартовых двигателей крылатой ракеты устанавливался отбойник. Контейнер диаметром в свету 1,65 м и длиной около 12 м имел с обоих торцов открывающиеся крышки с резиновыми уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими герметичность контейнера до предельной глубины погружения. Подъем контейнера и его стопорение, открытие и закрытие крышек, крепление ракеты «по-походному» производились при помощи корабельной системы гидравлики. Первые два пуска ракет П-5 с подводной лодки С-146 были проведены в Белом море вблизи Северодвинска 22 и 29 ноября 1957 года. Всего с 28 августа 1957 года до января 1959 года состоялся 21 пуск СКР П-5. В мае-июне 1962 года лодка С-146 была проверена на взрывостойкость. Испытания показали, что амортизация контейнера недостаточна, и ее было рекомендовано усилить. После испытаний Главком ВМФ приказал восстановить лодку С-146 по проекту 613. Согласно постановлению СМ № 685-313 от 19 июня 1959 года комплекс П-5 был принят на вооружение ВМФ.
Воздухозаборник маршевого двигателя и крыло ракеты П-5
Первым серийным лодками вооруженными КР П-5 стали ДПЛ пр.644 переоборудованные из ДПЛ пр.613. Технический проект модернизации торпедной ПЛ пр.613 разрабатывался в ЦКБ-18 на основании постановления СМ от 25 августа 1955 года. Система управления стрельбой «Север-А644У» спроектирована в НИИ-303 (главный конструктор С. Ф. Фармаковский). Модернизация лодки происходила без изменения прочного корпуса.
Двигатель ракеты П-5
Использование ракетного комплекса П-5 на подводной лодке проекта 644 возможно при волнении моря до 4-5 баллов, при скорости лодки до 15 узлов и скорости ветра любого направления до 10 м/с. Залповая стрельба не предусматривалась. При пуске одной ракеты, вторая оставалась в контейнере с закрытыми крышками. Недостаточный боезапас (всего две КР) и малая автономность (как у ДПЛ проекта 613) были неудовлетворительными и совместным решением ВМФ и МСП в апреле 1957 года ЦКБ-112 было поручено создать проект подводной лодки пр.665 с четырьмя ракетами П-5 в неподвижных контейнерах, установленных наклонно к палубе, под углом, равным стартовому. За основу вновь была ДПЛ пр.613. Ракеты П-5 размещались в четырех стационарных контейнерах, установленных симметрично диаметральной плоскости, с постоянным углом возвышения 14°, жестко скрепленных между собой и корпусом подводной лодки. Контейнеры располагались в нос от прочной рубки в общем с ней ограждении. Стационарная установка контейнеров, исключавшая необходимость их подъема перед запуском крылатых ракет, по сравнению с подъемными оказалась более надежной в действии, имела меньший вес, сокращала время подготовки к старту, упрощала устройства для подвода кабелей и труб, обеспечивала более высокую точность установки контейнеров относительно корпуса подводной лодки.
Открытый контейнер ПУ на ПЛРК пр. 651
Ступенчатое взаиморасположение контейнеров, реализованное впервые в практике подводного кораблестроения, сокращенное расстояние между ними, упрощало конструкцию погрузочных устройств и позволяло разместить контейнеры с меньшим возвышением над прочным корпусом. Стрельба при надводном положении подводной лодки могла производиться одиночными ракетами и залпом по цели двумя или даже четырьмя ракетами при любых комбинациях последовательности их выхода из контейнеров. По проекту 665 было переделано шесть подводных лодок.
ПЛРК пр. 651 с ракетами П-5 на борту
Ракета П-5 имела и ряд недостатков: надводный старт ракеты, малая точность стрельбы (что при стрельбе по площадям частично компенсировалось наличием спецбоеприпаса), полет ракеты мог происходить только над ровной местностью (без гор и возвышенностей), имелись также ограничения по направлению и скорости ветра.
Частично эти недостатки были устранены при модернизации П-5, проведенной в ОКБ-52 в 1958-1962 годах. Система управления ракеты «Берег» (автопилот АП-70Д) была дополнена доплеровским измерителем пути и сноса ракеты в полете, что в значительной мере ослабило ее зависимость от метеорологических условий и улучшило в 2-3 раза точность стрельбы. В состав бортовой аппаратуры управления был введен высокоточный радиовысотомер РВ-5М, что позволило снизить высоту полета ракеты над морем до 250 м. Модернизированная ракета получила индекс П-5Д и прошла летные испытания с сентября 1959 года по июль 1961 года. Постановлением СМ от 2 марта 1962 года комплекс П-5Д был принят на вооружение.
Подводная лодка К-24 пр. 651 с ракетами П-5
Для испытаний комплекса П-5Д подводная лодка С-162 проекта 644 была переоборудована в проект 644-Д. Эти работы начинались на заводе «Красное Сормово» в августе 1960 года и закончились на достроечной базе в г. Северодвинске в январе 1961 года. В октябре-декабре 1961 года были проведены государственные совместные испытания комплекса П-5Д на С-162 в объёме девяти пусков. По их результатам комплекс П-5Д был рекомендован к принятию на вооружение.
Пусковые установки на ПЛРК пр. 651 с ракетами П-5 в боевом положении
Подводная лодка пр. 665 с ракетами П-5
Тактико-технические характеристики ракеты П-5
Масса | 4300 кг |
Дальность стрельбы | 500 км |
Скорость полёта | 1250 км/ч |
Боевая часть | Фугасная Ядерная — типа РДС-4, 200 кт (позднее 650 кт) Масса БЧ — 800—1000 кг |
Маршевый двигатель | ТРД КРД-26. Тяга — 2,25 т |
Ускорители | 2×РДТТ Общая тяга — 36,6 т Время работы — 2 сек. |
Добавить комментарий
oruzhie.info
Крылатая ракета подводных лодок П-5
В 1959 году на вооружение была принята крылатая ракета П-5, предназначавшаяся для использования подводными лодками. Это было первое отечественное оружие подобного класса, доведенное до серийного производства и эксплуатации в войсках. Еще в конце сороковых годов стартовали несколько проектов разработки крылатых ракет для субмарин, но ни один из них не дошел до практической реализации. Первой разработкой в этой области, дошедшей до войск, стала ракета П-5. В дальнейшем это изделие стало основой для нескольких новых типов оружия различного назначения.Работы по будущей ракете П-5 начались в середине 1954 года в специальной конструкторской группе под руководством В.Н. Челомея. Летом следующего года конструкторскую группу преобразовали в ОКБ-52 с соответствующими положительными последствиями для эффективности ее работы. Задачей проекта было создание крылатой ракеты со сверхзвуковой скоростью полета, способной лететь на дальность до 500 км и доставлять к цели фугасную или специальную боевую часть. Важной особенностью нового проекта было обеспечение применения ракеты на подводных лодках. Начать разработку подобной субмарины планировалось немного позже, после определения основных особенностей конструкции самой ракеты.
По результатам предварительных исследований было решено строить новую ракету по классической аэродинамической схеме и оснащать турбореактивным двигателем. Важной особенностью нового проекта стало складное крыло с автоматической системой раскрытия. Применение складного крыла позволяло резко сократить габариты ракеты в транспортном положении. Использование автоматической системы раскладки, в свою очередь, могло значительно ускорить подготовку ракеты к полету. Ранее все отечественные ракеты со складным крылом требовали ручного раскрытия и фиксации консолей. Новое изделие должно было стать первой ракетой, способной раскрывать крыло самостоятельно после схода с пусковой установки.
Музейный образец ракеты П-5. Фото Bastion-karpenko.narod.ru
Интересно, что в разных источниках встречаются несколько любопытных версий появления идеи автоматического раскрытия. Согласно им, В.Н. Челомей наблюдал за птицами или открывал окно, когда к нему пришла идея оснастить ракету складным крылом. Тем не менее, эти версии, похоже, являются лишь легендами. Работы над крылом с автоматикой раскрытия начались в 1951 году и продолжались до середины десятилетия. Таким образом, подобная аппаратура вряд ли могла быть результатом мгновенного озарения, однако стала плодом длительной и сложной работы.
Проектные работы по новой ракете, получившей обозначение П-5, продолжались до 1956 года. К этому времени были решены все основные конструкторские задачи, включая разработку автоматики крыла. В начале весны 1957 года начались испытания, но на ранних стадиях использовались только макеты новой ракеты, не оснащенные маршевым двигателем. Этот этап проверок позволил подготовить ракету к полноценным испытаниям.
Новая ракета имела вытянутый фюзеляж обтекаемой формы с оживальным головным обтекателем. На большей части длины фюзеляж имел круглое сечение, однако в хвостовой под днищем появлялся воздухозаборник маршевого двигателя, плавно сопряженный с другими агрегатами. В хвосте располагалось коническое сопло двигателя. Ракета получила складное трапециевидное крыло. Небольшой участок центроплана выполнили неподвижным и жестко закрепленным на фюзеляже, а остальная часть монтировалась шарнирно. В транспортном положении, до выхода ракеты из контейнера, консоли должны были располагаться вертикально и лежать на бортах фюзеляж. После покидания из контейнера включалась автоматика, поднимающая консоли. Хвостовое оперение ракеты состояло из нескольких аэродинамических гребней и подфюзеляжного киля с рулем направления.
Схема ракеты П-5. Рисунок Navy.su
Длина изделия П-5 составляла 11,85 м, размах крыла – 2,5 м, максимальный диаметр фюзеляжа – 1 м. Стартовая масса ракеты с двумя твердотопливными ускорителями задавалась на уровне 5,38 т. Ракета без стартовых двигателей весила 4,3 т.
Крылатая ракета нового типа предназначалась для атаки сравнительно крупных площадных целей, для чего предлагалось использовать автопилот с заранее введенным полетным заданием. За управление ракетой во время полета должен был отвечать автопилот АП-70А, в состав которого включили автомат курса, гировертикаль, барометрический высотомер и счетчик времени полета. Помимо барометрического высотомера рассматривалась возможность использования радиолокационной системы аналогичного назначения. Радиовысотомер РВ-5М был разработан и прошел испытания, но в серии не использовался.
Параметры ракеты позволяли нести боевую часть массой порядка 870-900 кг. Для поражения цели можно было использовать фугасную боевую часть с зарядом в несколько сотен килограммов или специальное изделие типа РДС-4. Такая боевая часть, заимствованная у баллистической ракеты Р-11ФМ, имела мощность 200 кт. В дальнейшем ее усилили до 650 кт с соответствующим ростом могущества.
В состав силовой установки ракеты П-5 включили два сбрасываемых стартовых двигателя и один маршевый. Выход из пускового контейнера и первоначальный разгон с одновременным выводом на маршевую высоту предлагалось осуществлять при помощи двух пороховых ускорителей тягой по 18,3 т каждый. Заряд топлива обеспечивал работу двигателей в течение 2 с. После их отключения и сброса ракета должна была лететь при помощи маршевого твердотопливного двигателя КРД-26 тягой 2250 кг.
Схема полета ракеты П-5. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.
Интересной особенностью ракеты П-5 была зависимость основных летных характеристик от атмосферных условий. Так, при температуре воздуха -24°C ракета могла развивать скорость до 384 м/с (1380 км/ч), однако максимальная дальность полета составляла лишь 431 км. Атмосферный воздух температурой +40°C снижал скорость до 338 м/с (1215 км/ч), однако доводил дальность до 650 км. Средняя скорость полета, вне зависимости от окружающей среды, задавалась на уровне 1250 км/ч.
Крылатая ракета типа П-5 должна была транспортироваться носителем и стартовать из пускового контейнера СМ-49. Контейнер представлял собой цилиндр длиной 12 м с внутренним диаметром 1,65 м. На его внутренней поверхности предусматривались рельсы для удержания ракеты в нужном положении, а также необходимые разъемы для соединения ракеты и бортовых систем подлодки-носителя. С обеих сторон контейнер закрывался полусферическими крышками с уплотнением и кремальерными затворами. В транспортном положении внутреннее пространство контейнера следовало заполнять азотом. Конструкция изделия СМ-49 разрабатывалась с учетом требований к прочности подводных лодок. Контейнер должен был выдерживать давление воды на любых глубинах работы подлодки-носителя, вплоть до предельных.
Проекты различных подлодок-носителей, как разработанные с нуля, так и путем модернизации, подразумевали качающуюся установку контейнера СМ-49. Перед пуском ракеты это устройство при помощи гидравлики должно было подниматься на угол 14-15 градусов, обеспечивая правильный запуск.
Помимо контейнера и гидравлики его подъема подлодка-носитель должна была получать систему управления «Берег». Ее задачей был сбор информации о расположении цели и субмарины, расчет полетного задания и его введение в автопилот ракеты. Управление контейнером и запуском так же являлись задачей «Берега».
Подлодка проекта 644. Хорошо видны два контейнера, смонтированные позади ограждения рубки. Фото WIkimedia Commons
В августе 1955 года, еще до завершения проектирования ракеты, стартовали работы по переоборудованию одной из имеющихся подводных лодок в опытный носитель ракетного вооружения. В качестве платформы для испытаний было предложено использовать дизель-электрическую подлодку С-146 проекта 613. Обновленный проект субмарины получил обозначение 613-П. В рамках этого проекта С-146 лишилась ряда кормовых агрегатов, как то торпедопогрузочное устройство, артиллерийское вооружение и т.д. Позади ограждения рубки, над кормовой частью корпуса, смонтировали качающуюся установку с контейнером СМ-49. В походном положении контейнер должен был располагаться горизонтально и лежать на соответствующих опорах. Перед стрельбой предлагалось поднимать контейнер на угол 15°. При этом ракета должна была проходить непосредственно над рубкой.
Подлодка проекта 613-П могла запускать ракеты П-5 только в надводном положении при скорости до 8-10 узлов. Волнение моря при запуске ограничивалось 4-5 баллами. Переоборудованная субмарина С-146 участвовала в испытаниях ракетного вооружения на всех этапах проекта. В 1962 году ее переоборудовали по исходному проекту 613, демонтировав контейнер и установив положенное штатное оборудование.
В начале весны 1957 года по новому проекту П-5 был изготовлен макет ракеты, предназначенный для бросковых испытаний. 12 марта на полигоне НИИ-2 в Фаустово состоялся первый запуск ракеты без маршевого двигателя. По результатам этих испытаний началась подготовка к последующим проверкам, которые планировалось проводить и на стендах, и на переоборудованной подлодке С-146.
В августе 1957 года на плавучем стенде 4А в Балаклаве начались полноценные испытания ракет П-5 в полной комплектации (за исключением боевой части). Для проведения подобных проверок на опытном стенде смонтировали контейнер СМ-49 и ряд другого оборудования. К сожалению, первый запуск, состоявшийся 28 августа, завершился аварией. Второй пуск так же был аварийным. Третий и четвертый запуски, в свою очередь, были успешными. Стендовые испытания завершились в марте 58-го.
Субмарина пр. 651 стреляет ракетой П-5. Фото Kollektsiya.ru
22 ноября 1957 года к испытаниям присоединилась переоборудованная подлодка С-146. Пуски ракет с субмарины продолжались до января 1959 года. К этому времени экипаж подлодки и специалисты промышленности выполнили 17 пусков. Итого, в ходе испытаний была использована 21 ракета нового типа. Часть пусков завершилась авариями, прочие привели к успешному поражению условных целей.
Характерной особенностью крылатой ракеты П-5 было использование автопилота, управляющего полетом по заранее определенной программой. Какие-либо системы самонаведения, способные искать цель и наводиться на нее, или радиокомандное управление не предусматривались. В ходе испытаний было установлено, что примененная аппаратура позволяет поражать цели с круговым вероятным отклонением до 3000 м от расчетной точки прицеливания. Таким образом, применение специальной боевой части мощностью не менее 200 кт было вполне оправданным и могло обеспечить поражение кораблей противника, находящихся в заранее определенном районе, куда направляется ракета.
По результатам испытаний ракета П-5 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее постановление Совмина появилось 19 июня 1959 года. Первыми носителями перспективного оружия должны были стать подлодки нескольких новых проектов. Головная подлодка нового проекта была включена в состав флота в начале 1960 года.
Серийными носителями ракет П-5 должны были стать подлодки проекта 644. В соответствии с постановлением Совмина от 25 августа 1955 года, требовалось разработать проект модернизации субмарин типа «613» с установкой ракетного комплекса новой модели. Специалисты ЦКБ-18 доработали имеющийся проект, оснастив его двумя контейнерами СМ-49 позади ограждения рубки. Запуск предлагалось выполнять назад, за корму. Были использованы гидравлические системы подъема контейнеров и открытия крышек. Также проект 644 подразумевал использование системы управления стрельбой «Север-А644У».
Запуск ракеты П-5 из кормовой пусковой установки подлодки проекта 659. Фото Testpilot.ru
По своим характеристикам в качестве носителя ракетного оружия подлодка проекта 644 почти не отличалась от субмарины С-146. Единственное заметное отличие заключалось в возможности стрельбы при движении со скоростью до 15 узлов. Также следует отметить необходимость разворота на обратный курс перед запуском, что могло затруднять боевое применение ракет.
В 1959-61 годах переоборудование по проекту 644 прошли шесть подлодок базового проекта 613. Все они получили новое оборудование и стали носителями крылатых ракет П-5 в двух контейнерах.
Летом 1956 года был дан старт проекту 651. В ходе этого проекта требовалось создать первую подлодку, изначально предназначенную для использования ракет П-5. Осенью 1960 года состоялась закладка головной субмарины нового проекта – К-156. Изначально серия должна была включать 36 лодок, но в итоге было построено только 16. Характерной особенностью новых субмарин было наличие четырех контейнеров СМ-49, расположенных по бортам корпуса. Два располагались перед ограждением рубки, другие два – позади. Из-за такого расположения контейнеров в бортах корпуса появились крупные выемки, предназначенные для вывода газов стартовых двигателей. Позже аналогичные системы похожего вида применялись и на других носителях ракет П-5.
В начале шестидесятых годов флот получил шесть дизель-электрических подлодок проекта 665, представлявших собой очередной вариант развития лодок типа «613». В ограждении рубки в наклонном положении стационарно расположили четыре контейнера для ракет. Запуск предлагалось выполнять вперед по курсу. По проекту 665 переделывались существующие субмарины военно-морского флота.
Подлодка проекта 665 с характерным ограждением рубки, внутри которого расположены четыре контейнера СМ-49. Фото Moremhod.info
В дальнейшем ракеты П-5 стали вооружением атомных подлодок. Первым подобным носителем ракет стали субмарины проекта 659, строившиеся в начале шестидесятых годов. Каждая из пяти лодок этого типа несла по шесть контейнеров, расположенных в корпусе, подобно проекту 651. Два располагались перед ограждением рубки, прочие – позади него. Позже было построено 29 АПЛ проекта 675 с восемью пусковыми установками на каждой. На этот раз позади рубки расположили шесть контейнеров с ракетами.
Уже после принятия ракеты П-5 на вооружение были предприняты несколько попыток модернизировать это оружие за счет применения новых узлов и агрегатов. В 1959 году была построена и использовалась ракета, получившая обозначение П-5СН. От базовой версии она отличалась применением радиовысотомера вместо базового барометрического. Этот проект не пошел дальше испытаний.
С целью повышения точности наведения предлагался проект ракеты П-5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения. В силу разных причин этот проект так и остался на стадии предварительных проработок. Ракета с самонаведением не строилась и не испытывалась.
В сентябре 1959 года начались испытания модернизированной ракеты П-5Д. Главным ее отличием от базового изделия был автопилот АП-70Д («допплеровский»). В состав этой системы был введен допплеровский измеритель пути и сноса в полете, при помощи которого удалось значительно сократить влияние атмосферных явлений и тем самым повысить точность попадания в указанную точку в два-три раза. Кроме того, был доведен до эксплуатации радиовысотомер. Прибор РВ-5М позволил снизить высоту основного участка траектории с 450 до 200 м, в определенной мере повысив боевую эффективность.
Подлодка проекта 675 с восемью крылатыми ракетами. Фото Forums.airbase.ru
Испытания ракеты П-5Д изначально проводились на наземном стенде. В дальнейшем к проверкам привлекли подлодку С-162 проекта 644, которую переделали по проекту 644-Д. Испытательные запуски новой ракеты продолжались до середины 1961 года. 2 марта 1962 года ее приняли на вооружение. За счет максимально возможной унификации с существующим изделием ракета П-5Д могла применяться подлодками, уже несущими базовую П-5.
Эксплуатация ракет П-5 и П-5Д продолжалась до 1966 года. После этого ракету сняли с вооружения, заменив более новыми комплексами. В связи с этим существующие носители подверглись модернизации. Часть подлодок проекта 644 была переоборудована по исходному проекту 613, а субмарины новых проектов (651, 659 и 675) получили ракетные комплексы новых типов, при этом сохранив имеющиеся пусковые установки.
Проект П-5 стал основой для нескольких других разработок. Первым изделием на его базе стала ракета П-6, отличавшаяся системами управления и наведения. Одновременно с П-6 на основе тех же наработок создавалась ракета П-35, предназначенная для вооружения надводных кораблей. Интересно, что корабельная ракета П-35 была принята на вооружение в 1966 году – почти одновременно со снятием базовой П-5. В дальнейшем на основе модификаций П-5 были созданы новые ракетные комплексы, использовавшиеся для выполнения различных боевых задач.
По некоторым данным, после снятия с вооружения ракеты П-5 и их модификации проходили модернизацию и использовались в качестве мишеней для тренировки расчетов зенитных комплексов флота.
Несмотря на сравнительно малый срок эксплуатации (1959-66 годы), проект крылатой ракеты П-5 был важным этапом в истории отечественного ракетного вооружения. В рамках этого проекта впервые была решена задача установки крылатых ракет на подводную лодку, а также оснащения ракеты автоматикой раскрытия крыла. В дальнейшем все эти наработки применялись в массе новых проектов вооружения для кораблей и подводных лодок. Кроме того, одним из результатов проекта П-5 стало появление ракеты П-35, которая заслуженно считалась одним из лучших вооружений своего класса.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://navy.su/
http://kap-yar.ru/
http://kollektsiya.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-91.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
topwar.ru
О сайте рп5
Сайт разработан и сопровождается компанией (ООО) «Расписание Погоды», Санкт-Петербург, Россия, с 2004 года. Компания имеет лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Сайт представляет прогнозы погоды на ближайшие шесть суток и информацию о фактической погоде, наблюдённую на наземных станциях. Прогнозы подготавливаются Мет Офисом Великобритании (Met Office) и предоставляются на сайте согласно контракту между Мет Офисом и ООО «Расписание Погоды». Информация о фактической погоде поступает с сервера данных международного обмена, NOAA, США, в форматах SYNOP и METAR.
Прогнозы полностью обновляются на сайте дважды в сутки: к 05:30 и 17:30 UTC. Свежие данные наблюдений в формате SYNOP поступают на сайт восемь раз в сутки, через каждые три часа: как правило, к 0:30, 3:30, 6:30, 9:30, 12:30, 15:30, 18:30 и 21:30 UTC. Свежие данные наблюдений в формате METAR поступают на сайт один-два раза в час, примерно через 10 минут после наблюдения за погодой на метеостанции.
В настоящее время сайт предоставляет прогнозы погоды для 172’500 населённых пунктов и данные наблюдений, выполненных на 10’400 метеостанциях SYNOP, 5’400 метеостанциях METAR и 250 прибрежных станциях (формат КН-02).
Информация предоставляется в виде таблиц с указанием точных моментов времени. Поэтому сайт получил название Расписание Погоды.
rp5.ru — это | rp | — | Расписание Погоды |
5 | — | точность наших прогнозов, по мнению посетителей, на «пятерку«, т.е. на «отлично» | |
.ru | — | в России |
Предупреждение
Прогнозы погоды никогда не бывают точными на 100%. Наблюдаемые метеорологические условия часто противоречат прогнозам. Мы настоятельно рекомендуем не полагаться на этот сайт как на единственный источник метеорологической информации и учитывать Ваш жизненный опыт и здравый смысл при принятии решений. Владелец и обслуживающий персонал сайта не отвечают за ущерб в результате использования информации сайта.
rp5.ru
День недели | СегодняВторник,10 декабря | ЗавтраСреда,11 декабря | Четверг,12 декабря | Пятница,13 декабря | Суббота,14 декабря | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местное время | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | ||||||||||||||||||||
Облачность, % 1/10 окты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Явления погоды Явления погоды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Температура, °C °F | +2 +36 | +2 +36 | +2 +36 | +1 +34 | +2 +36 | +3 +37 | -3 27 | -3 27 | -3 27 | -2 28 | -3 27 | -3 27 | -3 27 | -2 28 | -4 25 | -4 25 | -5 23 | -3 27 | -4 25 | -5 23 | ||||||||||||||||||||
Ощущается как, °C °F | -2 28 | -2 28 | -2 28 | -3 27 | -2 28 | -1 30 | -9 16 | -8 18 | -6 21 | -6 21 | -6 21 | -7 19 | -5 23 | -8 18 | -8 18 | -10 14 | -8 18 | -10 14 | -11 12 | |||||||||||||||||||||
Давление, мм рт. ст. дюймы мбар гПа | 752 29.61 1003 1003 | 753 29.65 1004 1004 | 753 29.65 1004 1004 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | 753 29.65 1004 1004 | 756 29.76 1008 1008 | 758 29.84 1011 1011 | 760 29.92 1013 1013 | 760 29.92 1013 1013 | 759 29.88 1012 1012 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 758 29.84 1011 1011 | 759 29.88 1012 1012 | ||||||||||||||||||||
Ветер: скорость, м/с км/ч мили/час узлы Бфрт | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 5 18 11 10 3 | 4 14 9 8 3 | 2 7 4 4 2 | 0 0 0 0 0 | 2 7 4 4 2 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 3 11 7 6 2 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 5 18 11 10 3 | 5 18 11 10 3 | ||||||||||||||||||||
порывы, м/с км/ч мили/час узлы Бфрт | 9 32 20 17 5 | 8 29 18 16 5 | 8 29 18 16 5 | 8 29 18 16 5 | 7 25 16 14 4 | 8 29 18 16 5 | 11 40 25 21 6 | 8 29 18 16 5 | 5 18 11 10 3 | 3 11 7 6 2 | 5 18 11 10 3 | 6 22 13 12 4 | 6 22 13 12 4 | 6 22 13 12 4 | 7 25 16 14 4 | 7 25 16 14 4 | 8 29 18 16 5 | 10 36 22 19 5 | 9 32 20 17 5 | |||||||||||||||||||||
направление | Ю-З | Ю-З | Ю-З | Ю-З | Ю-З | З | С | С | С | С | Ю-В | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | ||||||||||||||||||||
Влажность, % | 94 | 92 | 94 | 91 | 95 | 91 | 70 | 67 | 68 | 62 | 73 | 70 | 76 | 74 | 83 | 83 | 84 | 71 | 78 | 78 | ||||||||||||||||||||
Солнце: восход заход | 08:18 | 15:49 | 08:20 | 15:48 | 08:21 | 15:48 | 08:22 | 15:48 | 08:23 | 15:48 | 08:24 | |||||||||||||||||||||||||||||
Луна: восход заход | 15:05 | 05:45 | 15:32 | 07:00 | 16:08 | 08:14 | 16:56 | 09:22 | 17:57 | 10:21 | 19:10 | |||||||||||||||||||||||||||||
фаза |
rp5.ru
День недели | СегодняВторник,10 декабря | ЗавтраСреда,11 декабря | Четверг,12 декабря | Пятница,13 декабря | Суббота,14 декабря | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местное время | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | 09 | 15 | 21 | 03 | ||||||||||||||||||||
Облачность, % 1/10 окты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Явления погоды Явления погоды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Температура, °C °F | +2 +36 | +3 +37 | +3 +37 | +2 +36 | +3 +37 | -1 30 | -2 28 | -3 27 | -3 27 | -2 28 | -3 27 | -5 23 | -5 23 | -4 25 | -3 27 | -4 25 | -4 25 | -3 27 | -2 28 | -3 27 | ||||||||||||||||||||
Ощущается как, °C °F | -2 28 | -1 30 | -1 30 | -2 28 | -1 30 | -5 23 | -3 27 | -4 25 | -6 21 | -6 21 | -7 19 | -10 14 | -10 14 | -9 16 | -8 18 | -9 16 | -10 14 | -9 16 | -7 19 | -9 16 | ||||||||||||||||||||
Давление, мм рт. ст. дюймы мбар гПа | 748 29.45 997 997 | 748 29.45 997 997 | 749 29.49 999 999 | 749 29.49 999 999 | 750 29.53 1000 1000 | 754 29.69 1005 1005 | 756 29.76 1008 1008 | 756 29.76 1008 1008 | 757 29.8 1009 1009 | 756 29.76 1008 1008 | 755 29.72 1007 1007 | 754 29.69 1005 1005 | 753 29.65 1004 1004 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | 752 29.61 1003 1003 | ||||||||||||||||||||
Ветер: скорость, м/с км/ч мили/час узлы Бфрт | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 3 11 7 6 2 | 1 4 2 2 1 | 1 4 2 2 1 | 2 7 4 4 2 | 3 11 7 6 2 | 3 11 7 6 2 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 4 14 9 8 3 | 5 18 11 10 3 | 5 18 11 10 3 | 5 18 11 10 3 | 5 18 11 10 3 | ||||||||||||||||||||
порывы, м/с км/ч мили/час узлы Бфрт | 8 29 18 16 5 | 7 25 16 14 4 | 7 25 16 14 4 | 7 25 16 14 4 | 7 25 16 14 4 | 9 32 20 17 5 | 6 22 13 12 4 | 7 25 16 14 4 | 7 25 16 14 4 | 8 29 18 16 5 | 7 25 16 14 4 | 8 29 18 16 5 | 8 29 18 16 5 | 10 36 22 19 5 | 11 40 25 21 6 | 11 40 25 21 6 | ||||||||||||||||||||||||
направление | Ю-З | Ю-З | Ю-З | Ю-З | З | С | С | Ю-В | Ю-В | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю | Ю-В | Ю-В | Ю | Ю | ||||||||||||||||||||
Влажность, % | 94 | 90 | 89 | 92 | 94 | 69 | 82 | 81 | 83 | 66 | 78 | 81 | 83 | 66 | 73 | 81 | 79 | 65 | 73 | 76 | ||||||||||||||||||||
Солнце: восход заход | 08:41 | 16:02 | 08:42 | 16:02 | 08:43 | 16:02 | 08:44 | 16:02 | 08:45 | 16:02 | 08:46 | |||||||||||||||||||||||||||||
Луна: восход заход | 15:21 | 06:07 | 15:47 | 07:23 | 16:22 | 08:38 | 17:09 | 09:46 | 18:11 | 10:45 | 19:24 | |||||||||||||||||||||||||||||
фаза |
rp5.ru
П 5 В по стандарту: Серия 3.017-1
Панели оград П 5 В выступает узловым ограждающим элементом в строительстве заборов любой протяженности. Панель предназначена для возведения массивного, надежного и долговечного заграждения в краткие сроки. Изделие данного типа конструктивно выглядит как плита прямоугольного сечения с плоскими или рифлеными поверхностями и двумя ножками, которые закрепляются в стакане фундамента. Рифли выполняются различной формы и комбинации, чаще это ромбики или квадратики. Таким образом, создается прочное, эстетичное и не просматриваемое заграждение какой-либо территории.
Крепление плит между собой выполняется при помощи металлических скоб, получая единую бетонную ленту забора. Такой подход гарантирует, что на пути злоумышленников будет массивное и монолитное заграждение, которое точно станет отличным препятствием. Объекты повышенной безопасности ограждаются бетонным забором, обнесенным колючей лентой – егозой. Панели П 5 В не могут быть использованы в качестве перекрытий для любых зданий, а также для дорожных покрытий любого назначения.
1. Варианты маркировки.
Панели оград П 5 В маркируют по условиям стандарта – Серии 3.017-1. Регламент содержит основные требования и не ограничивает варианты написания обозначения панелей оград. Записи могут быть выполнены следующими вариантами:
1. П 5 В;
2. П5В;
3. П-5 В;
4. П.5 В.
2. Основная сфера использования.
Железобетонные панели П 5 В применяют для получения качественных и очень прочных ограждений частных, индустриальных и прочих территорий, а также для возведения дополнительных заборов. Допускается строить небольшие калитки или ворота для пропуска людей и транспорта всевозможных габаритов. Элементы относятся к группе сборных изделий, поэтому сфера их применения достаточно широка. Строительство ограждающих конструкций может быть произведено не только на ровных поверхностях, но и уклонах.
Эксплуатация плит марки П 5 В допускается на сухих, непучинистых и непросадочных грунтах. Если требуется обустроить забор на плывучих почвах, то выполняют песчаную засыпку, поверх которой монтируют панели оград. В зоне вечной мерзлоты и скалистых грунтах панели данного типа не применяются, так как установить фундамент в таких условиях невозможно. Допускается строительство заборов в местах с повышенной сейсмической активностью (не более 6 баллов по шкале Рихтера). Это стало возможным благодаря использованию бетона и стали в одном изделии. Плиты активно сопротивляются растягивающим и сжимающим усилиям. Оптимальная высота плиты 2,5 м. позволяет построить надежное ограждение.
3. Обозначение маркировки.
Плиты из железобетона П 5 В маркируют по правилам стандарта Серии 3.017-1. В основном обозначении содержатся данные о типе изделия, особенности его внешнего вида и высоте конструкции. Буквенно-цифровая комбинация записывается в сокращенном виде, числа округляют и переводят в дециметры. Знаки наносят на торец панели черной несмываемой краской.
Характеристики П 5 В:
1. П – плита заборная;
2. 5 – типоразмер;
3. В – высота конструкции более 2,0 метров;
Длина = 3980;
Ширина = 160;
Высота = 2500;
Вес = 1250;
Объем бетона = 0,5;
Геометрический объем = 1,592.
4. Основные характеристики материалов.
Плиты П 5 В изготавливают из смесей тяжелых бетонов высокого качества. Благодаря армированию изделий достигается проектная прочность. Усиление конструкции производится по схеме, закрепленной действующим стандартом. Для этого применяют стержневую арматуру класса стали А100, А200 и А300 по ГОСТ 5781-82; плоские сетки, изготовленные контактной точечной сваркой из горячекатаной проволоки марки Вр-1. Закладные детали М1 и М2 (анкерные стержни) приваривают к продольным пруткам пространственного армирующего каркаса. Все металлические компоненты проходят обязательную обработку антикоррозионными, а бетонные поверхности – гидрофобными составами. Марка прочности – М300 и выше. Материал также отвечает требованиям значительной морозостойкости, так как допускается эксплуатация плит ограждения при окружающей температуре до -35 градусов, а также свойствам водонепроницаемости и трещиностойкости по условиям действующего стандарта.
5. Транспортировка и хранение.
Плиты железобетонные для оград П 5 В транспортируют спецтранспортом. Укладку продукции производят в горизонтальное положение, между слоями прокладывают деревянные доски толщиной 3 см. Крупные партии поставляют по железной дороге или морю. Продукция при перевозке надежно фиксируется. Погрузка и разгрузка выполняется только при помощи спецтехники. Подъем изделий на высоту выполняется при помощи двух строповочных петель, при этом операция выполняется равномерно на обе стороны. Не допускается при этом сброс или навал. Хранят панели штабелями по 4-5 рядов или высотой не более 1,5 метров. Под опорные ребра укладывают подкладки. Это обеспечит сохранность плит.
Уважаемые покупатели! Сайт носит информационный характер. Указанные на сайте информация не являются публичной офертой (ст.435 ГК РФ). Стоимость и наличие товара просьба уточнять в офисе продаж или по телефону 8 (800) 500-22-52
tdajbi.ru